top of page

НОВЫЕ ЗАПИСИ 

Новый рывок филантропии США: от 390 млрд. в 2016 до 410 млрд. в 2017. Продолжиться ли он с 2018?


В июне с.г., как и в прошлые годы (см. публикацию автора на этом сайте от 21.06. 2017), исследовательский фонд Giving USA вместе со своми коллегами из Indiana University School of Philanthropy

опубликовал ежегодный доклад о состоянии филантропии в США в 2017 году. Он еще прямо не учитывает влияние налоговой реформы, закон о которой вступил в силу с 1 января 2018 г. Хотя ожидание крутых перемен (см. публикации автора на этом сайте от 10.12.2017 и 14.02.2018), которые этот закон несет филантропии и третьему сектору, и стремление доноров и их клиентов в этой сфере максимально использовать привычные налоговые премущества старого закона уже могли косвенно отразиться на динамике показателей филантропии в 2017–2016 гг., в том числе на скачке пожертвований. Об этом писали эксперты еще в декабре 2017, когда закон принимался.

Основные результаты прошлого года, отраженные в июньском докладе Giving USA-2018, можно увидеть на этой картинке-инфографике.

Развернутый разбор итогов-2017 также наглядно представлен здесь.

Как и ожидалось – на фоне продолжающегося подъема экономики, энергичного роста рынка ценных бумаг и чистых активов частных лиц, особенно богатых и сверхбогатых – достигнут новый рекорд общего масштаба пожертвований американцев.

Впервые превзойден уровень 400 млрд. – в 2017 г. их объем составил 410 млрд. (прирост – 21 млрд. или около 5% к уровню 2016 г.), хотя доля пожертвований в ВВП США, как и в прошлые годы, не ушла далеко от отметки 2%.

Особенность результатов 2017 г. в том, что рост общего объема сопровождался позитивной динамикой по всем источникам пожертвований с их увеличением против 2016 г. по всем их видам. У индивидов – прирост составил 5,2% при их доле 70%; у фондов 6% при доле 16%; по завещаниям индивидов 2,4% при доле 9%; у корпораций 8% при доле 5%.

Выросло также поступление пожертвований во все потребляющие сферы (см. инфографику, упомянутую выше) , кроме пожертвований за пределы США (- 6,4%), что авторы доклада объясняют отсутствием в мире в прошлом году особо крупных катастроф и стихийных бедствий, обычно вызывающих скачок таких пожертвований населения и частных фондов США.

Казалось бы все выглядит замечательно, но эксперты отмечают скрытые за общими показателями неблагоприятные для сектора НКО тенденции.

Среди них «укрытие» большей части крупного прироста пожертвований 2017 года, прежде всего, супербогачей, в своих частных фондах и в «консультируемых донором фондах» (DAF – donor-advised fund), где они могут пребывать долгое время, прежде чем будут направлены «на работу» в НКО. Об этом пишет сайт Nonprofit Quarterly, сообщая, к примеру, о переправленных семьей Цукербергов в свой фонд пожертвовании в 1,9 млрд. и об 1 млрд., также отправленном в свой фонд семьей М. Делл.

О том, что в сегменте суперпожертвований наступил настоящий бум, говорят следующие данные. Если в 2016 г. Giving USA учла в своих итогах суперпожертвования индивидов на сумму 1,5 млрд. при пороге для таких дарений в 200 млн., то в 2017 г. она составила 4,1 млрд. при повышении порога до 300 млн. По супердарениям в завещаниях наблюдается тот же тренд: если в 2016 г. – 400 млн., то в 2017 г. – 850 млн. Нет сомнений, что этот скачок суперпожертвований вызван начавшемся недавно биржевым бумом, а отправка их значительной части финансовым посредникам (в фонды, а особенно в DAFs) – интересами использования сложившихся налоговых льгот. Было бы, однако, ошибкой считать, что «налоговый эгоизм» сверх- и просто богачей является всеобщей практикой. Модели их пожертвований очень различны и определяются разными внутренними мотивами и внешними факторами. Многие крупные доноры направляют свои пожертвования, включая супердарения, напрямую в НКО, прежде всего, в образование, медицину и культуру. О том свидетельствует список супердарений-2017, опубликованный Chronicle of Philanthropy еще в январе 2018 г.

Не стоит забывать, что и те из них, что переданы финансовым посредникам, раньше или позже – с учетом целей и стратегий пожертвований доноров и нужд их клиентов в секторе НКО – уйдут в неприбыльный сектор.

Как, однако, обстоят дела с пожертвованиями не только миллиардеров, но и всех американцев, прежде всего из среднего класса? Общий прирост в 20 млрд. в 2017 г. мог состояться не только за счет дарений супербогачей, но и взносов большинства американских граждан. В филантропии здесь принимают участие денежными и неденежными пожертвованиями более 90% жителей страны. Вместе с тем анализ долгосрочных тенденций за годы с начала этого века, проведенный экспертами сайта The Chronicle of Philanthropy на основе исследований School of Philanthropy университета Индианы, показывает, что общая доля американских домохозяйств, жертвующих деньгами, неуклонно снижается в последнее время. В 2014 году она составила 55,5% против 68,2% в 2000 г. Причем снижение этой доли, хотя и в разной степени, обнаруживается по всем демографическим разрезам – по возрасту, образованию, доходу, брачному статусу и религиозной принадлежности.

Об «исчезающем» массовом доноре с тревогой пишут и другие аналитические сайты этой сферы, такие, к примеру, как The Philanthropy Roundtable, что вызывает озабоченность низовых НКО, даже религиозных, теряющих свою привычную базу жертвователей, и обостряет конкуренцию среди грандов третьего сектора за дарения стойких крупных доноров.

По мнению значительной части аналитиков, феномен «исчезновения доноров» может быть объяснен, с одной стороны, усилением неравенства доходов и активов с их ускоренной концентрацией в руках немногих и стагнацией у большинства, вызванных глобализацией и последним экономическим кризисом. С другой же – снижением эффективности деятельности и падением привлекательности немалого числа НКО. В итоге доноры переходят к более успешным НКО, или, разочаровавшись в своей филантропической практике на время «замирают».

Эксперты, анализирующие доклад Giving USA-2018, с одной стороны, отмечают значительный рост в прошлом году (+8%) пожертвований корпораций (они жертвуют из своей прибыли и с учетом интересов акционеров), а с другой, обращают внимание на стойкое падение в последние десятилетия их доли в общей корпоративной прибыли. Так, в 1986 г. она составила 2%, а в 2017 г. – вдвое меньше, хотя сумма прибыли (до уплаты налогов) за этот период выросла в 10 раз – с 246 млрд. до 2,3 трлн. Частое упоминание этой темы и статистики в прессе используются в качестве публичной критики корпораций и подталкивания корпораций к большей щедрости. Это требование становится весьма актуальным, имея в виду, что налоговая реформа обеспечивает им резкое снижение средней ставки налогов на прибыль (с 35 до 22%) и что им вместе с малым бизнесом достанется за 10 лет львиная доля общей суммы снижения налогов – 1,1 трлн. долл. против 200 млн., которые получат от реформы индивиды (см. публикацию автора на сайте от10.12.2017) .

Что касается вероятного негативного влияния на масштабы пожертвований налоговой реформы-2017, прежде всего, из-за отмены стандартного налогового вычета для индивидов (ожидаемое сокращение – до 14 млрд. в год), то оно начнет проявляться постепенно лишь начиная с этого года, в котором вступили в силу все важные для филантропии положения реформы. Подробно о том, каковы варианты негативных последствий реформы для филантропии и третьего сектора - в докладе "Tax Policy and Charitable Giving Results" , подготовленном в мае 2017 Indiana University School of Philanthropy под эгидой Independent Centerю

По мнению аналитиков, уже в первом году действия реформы (2018) может произойти снижение объема пожертвований, как это было и после предыдущей радикальной налоговой реформы при Рейгане в 1986 г. Но об этом можно будет узнать из доклада Giving USA в 2019 г. по данным налоговой статистики за 2018 год.


bottom of page