top of page

НОВЫЕ ЗАПИСИ 

О новом позолоченном веке американской филантропии


Открывая на сайте новую - книжную - рубрику, хочу представить

недавно опубликованную книгу Дэвида Каллахана «Дарители: богатство, власть и филантропия в новый "позолоченный век"»

(David Callahan, The Givers: Wealth, Power, and Philanthropy in a New Gilded Age, New York, Knopf, 2017).

Ее автор является основателем и редактором веб-сайта Inside Philanthropy и считается одним из самых проницательных аналитиков этой сферы в США (о его прогнозе перемен в филантропии при Трампе-президенте – см. 2-й пост, от 4 марта, в Новостях на этом сайте).

В книге, как отмечает ее рецензент Daniel Matz из Philanthropy News Digest) , Каллахан предпринимает впечатляющий тур по филантропическому ландшафту первых десятилетий XXI века, названных им новым «позолоченным веком».

Если судить формально, Д. Каллахан следует известной традиции, наглядно отраженной в книге Мэттью Джозефсона (Matthew Josephson) 1934 года The Robber Barons: The Great American Capitalists («Бароны-грабители: великие американские капиталисты» – более 60 изданий с тех пор), где речь идет о первом «позолоченном веке» – эпохе Карнеги и Рокфеллера, Меллона и Сэйджа. Как и Джозефсон, Каллахан открывает окно в тот мир, где сегодняшние экономические победители, утвердив себя в бизнесе, считают филантропию мощным орудием конверсии богатства во власть.

Но в отличие от Джозефсона, который писал свою книгу в годы Великой Депрессии и стремился внушить недоверие, а то и презрение, к сверхбогатым и тем призывал остановить их рывок к власти, Каллахан показывает, что эти новые «властители вселенной» в большинстве своем отличаются глубоким умом и широким кругозором и – даже симпатичны. Он не заинтересован в том, чтобы подавить их, когда критикует за часто используемые хищные деловые методы или, когда указывает на роль финансовой и налоговой политики правительства США в укреплении их статуса 0,01% общества.

Книга Каллахана не о том, как получено огромное богатство, а о том, как его разумно раздать-раздарить.

Он указывает, что только в следующем десятилетии сверхбогачи пожертвуют около 740 млрд. долл. в форме привычной частной филантропии. А если проект Giving Pledge – усилия Баффета и Гейтса (по примеру Карнеги), побуждающие своих партнеров по «большим деньгам» отдать, пока они живы, большую часть своего богатства на благотворительные цели – если этот проект осуществиться, то можно ожидать, что еще 1 трлн. частного богатства 158 участников этого проекта, будет направлен в третий сектор США.

(О том, как начинался новый"позолоченный век" американской филантропии - в моей статье 2006 г. "Щедрость в особо крупных размерах, или искусство жертвовать", размещенной на этом сайте ).​

В 70-е годы прошлого, 20-го, века самым богатым человеком в США считался «нефтяник» Поль Гетти с его 8 млрд. долл., - пишет Роберт Кайзер (Robert G. Kaiser), рецензируя книгу Каллахана в Washington Post. Сейчас это Билл Гейтс - с персональным богатством более 80 млрд., в 10 раз больше. Во времена Гетти огромное богатство было редкостью, сейчас оно почти никого не удивляет. Каждый из верхних 20 персон современного списка Форбс в США стоит больше 20 млрд., а всего в этом списке состоит 540 американских миллиардеров. По данным Каллахана сейчас около 70 тыс. американцев имеют активы (без недвижимости) в объеме более 30 млн. долл., из них у 5 тыс. человек они достигают 100 млн. И параллельно с этим скачком богатства идет взлет пожертвований филантропии, сопровождаемый соответственным ростом числа НКО, желающих их получить, в третьем секторе США.

С 2000 г. богатые американцы создали около 30 тыс. новых частных фондов и 185 тыс. так называемых «консультируемых доноров фондов» (Donor-Advised FundsDAF) – тренд, который в будущем будет продолжаться. Можно ожидать, что это принесет – через НКО и напрямую – подъем и перемены во многие публичные сферы в США и в мире. Появятся многочисленные новые музеи, будут лучше обеспечены существующие и откроются новые школы и колледжи, медицинские исследовательские лаборатории, усилится поддержка малоимущих и бедных, будут расширена иностранная помощь в борьбе с бедностью и болезнями в третьем мире. Все это и многое другое, отмечает Каллахан, произойдет благодаря творческим усилиям сотен эффективных крупных филантропов.

Но как все эти огромные деньги, вложенные в активы многих десятков тысяч фондов и передаваемые многим сотням тысяч НКО, будут использованы в течение ближайших десятилетий, это – при стойких традициях здешней филантропии и неустойчивости политической эволюции в стране и мире – «известное неизвестное». Трудно предсказуемое развитие этого процесса, несомненно, будет иметь важные и долговременные последствия как для страны, так, вероятно, и для остального мира. Вот почему его ключевые проблемы – для каких целей будут использованы эти огромные деньги, кто и как будет решать их судьбу – находятся в центре анализа Д. Каллахана.

Особенность его книги в том, что он проводит свой анализ на фоне столкновения двух фундаментальных американских ценностей – свободы и равенства. Богатство очень немногих, обеспеченное, прежде всего, экономической свободой, в начале 21-го века резко выросло, при неуклонном усилении экономического неравенства для подавляющего большинства. Анализируя этот кардинальный сдвиг, Каллахан, пытается выяснить, как сверхбогатые американцы смогли использовать огромный избыток своих денег, чтобы получить преимущество – к лучшему или худшему – на здешнем «рынке идей». Он, конечно, знает, что деньги и американская политика всегда, особенно с конца 19-го века и еще больше в 20-м веке, были похожи на яблочный пирог, а избирательные кампании в прошедшие полтора века с каждым циклом захлестывал все более мощный денежный потоп.

Но в 21-м веке стало, по его мнению, особенно очевидным, что филантропия в США превращается в мощное оружие в идеологическом столкновении «левых» против «правых», «либералов» против «консерваторов», «глобалистов» против «националистов», «прагматиков» против «популистов» – список можно продолжать. В новом «позолоченном веке» видно, как могучая новая когорта сверхбогатых людей – от Джорджа Сороса до братьев Чарльза и Дэвида Коуков – используют свои пожертвования, чтобы определить условия дебатов и доминировать в публичных обсуждениях по таким темам и вопросам, которые поколение назад было прерогативой ученых, технократов и политиков.

Книга Каллахана завершается предложениями по усилению как публичного контроля, так и государственного регулирования нарастающего потока пожертвований в третий сектор, вообще - в публичную сферу. Большинство из них давно продвигаются экспертами и общественным мнением и многие вполне назрели для реализации. Но Aram Bakshian Jr., рецензент из консервативной Washington Times, используя игру слов, саркастически замечает, что книга Каллахана не о новом «позолоченном» (gilded) веке, а новом «кастрированном» (gelded) веке. В последнем, мол, государство лишит свободы филантропию и тем подавит стимулы американцев – и не только сверхбогатых – жертвовать по своему усмотрению, придерживаясь своих взглядов и не подвергаясь давлению сверху.

Давний и неувядаемый идеологический спор…

Развернутый обзор - на русском языке - идеологической полемики на эту и другие темы в филантропии США из моей книги 2013 г. можно найти здесь (.pdf).


bottom of page