top of page

НОВЫЕ ЗАПИСИ 

О филантропии миллионеров в США и этике фандрайзинга


Число миллионеров в США устойчиво растет

Консалтинговая фирма Spectrem более 20 лет исследует для инвесторов динамику частного богатства в США. По ее данным число домохозяйств-миллионеров – с чистыми активами (не считая жилого дома) от 1 млн. долл. и более – растет в США 7-й год подряд.

В 2015 г. их число составило 10,4 млн. и выросло за год на 400 тыс.

Растет и их доля: если в 2008 году, на дне рецессии, она составляла 5,9% общего числа домохозяйств, то в 2015 году – 8,5% (при общем числе домохозяйств в США – 122 млн.).

Наибольшее число хозяйств-миллионеров (9,1 из 10,4 млн.) находится в диапазоне чистых активов от более 1 млн. до 5 млн. долл. Помимо этой группы хозяйств с «умеренным» богатством, в США имеется около 30 млн. хозяйств с чистыми активами от 100 тыс. до 1 млн. (без жилого дома). Их число выросло в 2015 г. примерно на 600 тыс. Эта группа «массового» богатства представляет собой – при прочих равных условиях – значительный резерв дальнейшего роста числа миллионеров в США.

В числе самых богатых домохозяйств в США Spectrem выделяет две группы. Число хозяйств с очень большими активами – от 5 до 25 млн. долл. – составляло в 2015 г. 1 млн. 210 тыс. и выросло за год на 40 тыс.

Группа ультрабогатых хозяйств с активами более 25 млн. долл. (сюда попадают и миллиардеры) составила 145 тыс., увеличившись за год на 3000.

Комментарии к приведенным выше данным инвестиционных аналитиков можно найти здесь.

В недавно опубликованных данных фирмы Spectrem за 2016 г. выявлено сохранение описанных выше тенденций. Сообщается, что в прошлом году число «миллионеров+» в США было на 1,6 млн. больше, чем в 2007 г. – на старте рецессии.

Как ведут себя миллионеры в роли доноров?

Устойчивый рост числа богатых домохозйств в США по данным фирмы Spectrem, публикующей свои исследования для коммерческих инвесторов, указывает также на хорошие перспективы для «инвестиций» в филантропию и третий сектор США.

По данным компании US Trust среднее филантропическое пожертвование в группе с активами 1 млн. и более составляло в 2015 г. 25509 долл. против средней для всех американских жертвователей суммы в 2520 долл. Если среди богатых домохозяйств жертвовали филантропии более 90% их числа, то среди всех домохозяйств – "лишь" около 60%.

Однако опора в фандрайзинге среди богатых лишь на знание этой разницы, как правило, грозит провалом. И потому разбор их поведения в роли доноров (мотивы и предпочтения, ценности и капризы, а также многое другое) требует специальных исследований.

Ими заняты, причем применительно к каждому крупному донору, все бывалые НКО. Необходимы, вместе с тем, и обобщающие исследования, которыми в США занимается немалое число ведущих фандрайзинговых и финансовых организаций.

Наиболее представительными исследованиями филантропического поведения богатых и сверхбогатых американцев считаются доклады упомянутой выше US Trust – старейшей компании по управлению частным богатством, входящей с 2006 года в состав Bank of America.

Доклады US Trust (последний вышел в октябре 2016) подготавливаются в партнерстве с Indiana University Lilly Family School of Philanthropy и являются для Giving USA одним из важных источников оценки общих тенденций развития филантропии в США, о чем было рассказано в недавней публикации на моем сайте.

Дайджест компании Evolution & Philanthropy (E&P) недавно опубликовал на русском языке обширный обзор мнений американской экспертной прессы о последнем докладе US Trust.

Здесь можно найти основные сведения о филантропическом поведении богачей в США и ссылки – как на оригиналы американских оценок, так и на сам доклад US Trust-2016, где дан подробный разбор поведения миллионеров (а также мультимиллионеров и миллиардеров) в роли доноров.

Доноров следует не только изучать, но и защищать. От агрессивного фандрайзинга...

Этика сбора пожертвований – тема столь же древняя, как и сама филантропия. Нередко страсть собирать деньги даже для благих целей, если не равносильна жажде частной наживы, то может быть связана с нарушением закона или этических норм. Особенно в последние годы – при острой конкуренции растущего числа НКО за деньги доноров и их удержание в своей орбите.

В странах с развитой филантропией давно действуют принятые сообществами профессиональных организаций-фандрайзеров и НКО этические стандарты организованного сбора пожертвований, включающие и правила взаимодействия с донорами.

В США они регулируются рядом общенациональных зонтичных организаций. Среди фандрайзеров – это Association of Fundraising Professional (AFP) со своим Кодексом этических стандартов и Биллем о правах доноров. Среди НКО примером могут быть нормы этичного фандрайзинга, поддерживаемые National Council of Nonprofits.

О том, как работает система правового и этического регулирования сбора пожертвований в США и как тут защищают доноров от недобросовестных фандрайзеров рассказано здесь.

Однако в быстро развивающемся мире филантропии регулирование фандрайзинга и защиты доноров нуждается в постоянном надзоре и улучшении.

О том свидетельствует опубликованный на сайте дайджеста компании Evolution & Philanthropy материал о прошлогоднем громком скандале в Британии, обнаружившим массовое нарушение прав доноров, особенно тех, кто в преклонном возрасте.

Родственники 92-летней Олив Кук (Olive Cooke) заявили прессе в мае 2015 года, что ее трагическому уходу из жизни могла способствовать чрезмерная почтовая и телефонная назойливость фандрайзеров. Хотя позднее выяснилось, что не это было главной причиной ее решения покончить с собой, «случай О. Кук» дал толчок общему разбору ситуации с фандрайзингом в третьем секторе Британии и чрезмерному давлению на доноров со стороны НКО.

Сначала расследование практики ее «просителей», а затем и всей системы сбора пожертвований в стране провели газеты. Они выяснили, что О. Кук, не будучи богатой, за свою долгую жизнь преданно и организованно жертвовала благотворительным организациям (в целом – 88, а регулярно – 48), собирая на это средства разведением и продажей щенков. Однако в последние годы ее жизни число ежемесячных письменных просьб стало стремительно расти (в 2000 г. – 114, в 2014 г. – 466). Резко участились и телефонные звонки. А в целом О. Кук получила просьбы о пожертвовании от 1442 британских НКО. Стало также известно, что обмен и покупка персональных данных доноров является весьма распространенной практикой. Около 24% НКО, которые имели в своей базе контакты О. Кук, делились ими с другими донорами, 71% организаций, которые направляли письма О. Кук, получили ее контактные данные от третьих лиц, а 17% не смогли ответить на вопрос, откуда именно.

(О том, какова практика «почтовой филантропии» в США можно прочесть здесь).

Когда возмущение в обществе достигло предела, а рейтинг доверия к британским НКО резко снизился, расследование дела О. Кук и корректировку практики фандрайзинга в стране взял в свои руки парламент. Была проведена серия слушаний и назначена специальная комиссия во главе с лидером National Council for Voluntary Organisations (NCVO). По результатам ее работы было решено кардинально изменить регулирование сбора пожертвований в стране.

Вместо нескольких организаций-регуляторов из среды самих НКО (главным из них был – со своим давно не отражающим реальность Кодексом этики – Institute of Fundraising) появился единый регулятор с широкими полномочиями и новыми стандартами поведения собирателей и прав доноров. Для НКО с крайне агрессивной практикой сбора пожертвований введен штраф в £25 тыс., если они не будут откликаться на жалобы доноров и ограничивать назойливые звонки, электронные и почтовые письма с просьбами о пожертвованиях.

«Случай О. Кук» и связанные с ним правовые последствия для третьего сектора Британии могут, как показало обсуждение проблемы российскими экспертами на сайте "Милосердие", оказаться поучительными и для других стран, поскольку отражают быстро происходящие в мире перемены в сфере филантропии.


bottom of page