top of page

НОВЫЕ ЗАПИСИ 

Взгляд «слева»


Обещанный ранее обзор стоит начать с обобщающего прогноза Дэвида Каллахана (David_Callahan) – известного аналитика, автора и активиста-демократа из прогрессивной Inside Philanthropy.

Начиная свой прогноз, Каллахан признается, что в ходе выборов они анализировали лишь блестящие возможности, открывающиеся в случае победы Хиллари Клинтон, когда, как ожидалось, наступил бы «золотой век» публично-частного партнерства, то есть сотрудничества государства с крупными донорами и бесприбыльными организациями по многим назревшим социальным проблемам.

Теперь, по его мнению, для филантропии пришло время крутых перемен, и он прогнозирует их по следующим направлениям.

Филантропия и НКО могут утратить влияние в Вашингтоне.

Последние 16 лет отличались поразительным усилением влияния гражданского общества в коридорах власти, особенно в Белом доме и в рамках всей исполнительной власти. Этот сдвиг начался еще при Буше младшем, опиравшемся на аргументы консерваторов о «чрезмерном государстве» и перенесении части его социальных обязанностей, таких как борьба с бедностью, на плечи религиозной филантропии и близким к ним НКО. При нем в Белом доме был создан Отдел религиозно-общинных инициатив и через него такие НКО получили на эти цели многие миллиарды долларов.

Б. Обама, с его значительным опытом работы в неприбыльном секторе (поддержка прогрессивных НКО помогла ему выиграть оба президентских срока), не только сохранил, но и расширил эту традицию, добавив в структуру Белого дома Отдел социальных инициатив и гражданского участия, занятый координацией круных социальных проектов с участием многих светских фондов и НКО.

Трудно представить себе, пишет Каллахан, что этот исключительный тренд, ранее поддержанный президентами от обеих партий, будет с той же энергией продолжаться при Д. Трампе.

Стоит также учесть, что сам Трамп, будучи миллиардером, мало интересуется филантропией: за прошедшие 30 лет он пожертвовал на эти цели лишь 10 млн. долл.

К тому же он слабо связан с неприбыльным сектором в целом или с видными консерваторами и крупными донорами, нацеленными на усиление гражданского общества.

Влияние филантропии в остальном обществе усилится

Контроль республиканцев над Белым домом и Конгрессом скорее всего приведет к новым сокращениям так называемых дискреционных расходов бюджета, включающих образование, науку, публичное жилье и транспорт, зарубежную помощь и другие социальные программы.

Они, в отличие от обязательных расходов по таким, к примеру, программам как Social Security и Medicare, утвержденным специальными законами, определяются ежегодно по усмотрению президента и Конгресса.

Их сокращение неминуемо повысит роль частной филантропии в этих областях, определяющих во многом не только уровень, но и качество жизни американцев. И эта тенденция, уже наблюдаемая в таких, к примеру, сферах как образование, научные исследования, публичные парки и заповедники, при Трампе лишь усилится с повышением здесь и в сходных областях влияния фондов и крупных доноров.

По мнению Каллахана, при новом президенте (да и после него) может еще сильнее проявиться исторически значимый переход влияния на общество от государства к частной филантропии. Он вызван начавшимся в конце прошлого века и нарастающим в ближайшие десятилетия бумом частных пожертвований на основе трансферта огромного богатства, оцениваемого в десятки триллионов долларов, от постаревших бэбибумеров к их наследникам.

Ожидается новый взлет прогрессивного фандрайзинга

Так бывало и раньше, когда к власти приходили правые, отмечает Каллахан, и особенно отчетливо это проявилось в ходе правления Буша младшего. Тогда многочисленные новые доноры, встревоженные его авантюрной политикой и доминированием республиканцев, широко поддержали прогрессивные инициативы.

Эти доноры без колебаний пожертвовали десятки миллионов на создание теперь таких влиятельных НКО как Democracy Alliance, Center for American Progress, Media Matters и других новых организаций, часто именуемых «сетью Сороса» по имени их ведущего донора – миллиардера и левого либерала Джорджа Сороса. И в то же время произошел крутой взлет пожертвований действующим левым НКО.

Можно ожидать, что подобный процесс с новой силой вспыхнет и сейчас. И как показало организованное сопротивление ряду исполнительных указов Трампа и его назначений в правительство, этот процесс уже происходит. О том говорят сообщения не только прессы, но и независимых организаций-наблюдателей из сферы филантропии.

Но если глянуть на этот феномен глубже, пишет Каллахан, то окажется, что состоятельные американцы, особенно группа очень богатых доноров (он называет их «the donor class»), продолжает отходить от становящегося все более популистским правого крыла в США.

Победа Трампа, а затем его деятельность на посту президента, может укрепить этот сдвиг и определить в последующие годы тенденции фандрайзинга в сфере НКО.

Филантропические пожертвования в целом могут уменьшится

Если Трампу удастся провести свой проект реформы по налогам, это может вызвать значительное падение общего объема пожертвований. Не так давно известный своим профессионализмом Tax Policy Center, провел его анализ и, в частности, сообщил, что этот проект может снизить в 2017 году объем индивидуальных пожертвований в пределах от 4,5 до 9%, или от 13,5 до 26,1 млрд.

Еще в ходе выборов Трамп предлагал резко (чуть ли не вдвое – с 40 до 20-25%) снизить самую верхнюю ставку налога на доход, что будет означать значительное снижение налогов (соответственно – рост доходов) богатых, особенно сверхбогатых, американцев. И тем самым падение для них ценности благотворительной льготы по налогам (after-tax value of the charitable tax exemption), что может подорвать их расчетливый стимул жертвовать филантропии.

А с другой стороны, если проект Трампа оставляет больше дохода в руках богачей, не означает ли это, что они, имея больше «свободных денег» и откликаясь на иные стимулы, кроме чистого расчета, будут больше жертвовать? И не может ли приток таких новых доноров перекрыть упомянутые выше потери?

Но на самом деле, оба варианта хотя и в очень разной степени, гипотетичны, потому как неизвестно в каком виде пройдет через Конгресс радикальная реформа налогов по Трампу.

Во всяком случае, Каллахан как и другие эксперты, призывают филантропию и неприбыльный сектор готовиться к испытаниям, еще более суровым, чем это было при Рейгане, также снизившего максимальную ставку налога на доход примерно вдвое.

Тогда это произошло при сокращении социальных расходов бюджета и вынудило третий сектор серьезно перестроиться.

Для консервативной филантропии наступит ее худшее и вместе с тем – лучшее время

В течение примерно 40 лет группа стойких и стратегически нацеленных консервативных доноров терпеливо выстраивала мощную и довольно запутанную инфраструктуру центров исследований и аналитики, разрабоки политики и подготовки кадров, названную ее исследователями «консервативным лабиринтом».

Многие из них страстно верили в силу идей, способных перестроить американскую жизнь в консервативном духе. Стихийный взлет и хаотичное доминирование Трампа нанесли, по мнению Каллахана, сокрушительный удар по классу правых интеллектуалов, которые отвергали его изначально, а теперь пытаются понять: а есть ли у них место в республиканской партии?

Однако в последние годы начался подъем новой породы более жестких правых доноров, таких, к примеру, как Роберт Мерсер (Robert Mercer). Появившись совсем недавно в качестве ведущего консервативного донора, Мерсер стал одним из главных финансистов избирательной компании Трампа.

Хотя новый режим Трампа оттолкнул ряд консервативных доноров-интеллектуалов, найдутся те, что готовы, воспользовавшись моментом, вливать в правую филантропию новые деньги и продвигать совпадающие с этим режимом идеи и инициативы.

Доноры-центристы сплотятся для "спасения Республики"

Шок, охвативший общество в ходе наиболее отталкивающего в послевоенной истории избирательного спектакля, показал насколько сильно оно расколото и сколь враждебны друг другу раличные его группы.

Речь, по мнению автора, идет об угрозе устойчивости гражданского общества в США, и он предсказывает появление волны инициатив и проектов, поддержанных здравомыслящими донорами и направленных на большую цивилизованность и единство в публичной жизни.

Конечно, трудно представить себе, говорит Каллахан, что эти усилия получат сразу большую поддержку, учитывая сколь ограничены возможности филантропии перед лицом мощных сил, раскалывающих страну.

К ним он относит, в первую очередь, сильное отчуждение белого «рабочего класса» глубинки Америки. Особенно тех, кто из-за недостатка образования и фактических знаний, гораздо легче усваивает каноны реакционной политики справа и охотнее отвергает прогрессистские идеи и проекты.

И все же доноры-центристы должны попытаться.

Лучшая стратегия поможет заново сблизиться с десятками миллионов рассерженных людей, ощутивших себя отвергнутых глобализацией, заброшенных властью и забытых даже филантропией.

О последнем ее "грехе" Дэвид Каллахан рассказывает в отдельной статье (англ.) – Bypassed: How Philanthropy Forgot About the White Working Class


bottom of page