top of page

НОВЫЕ ЗАПИСИ 

Американцы как религиозная нация


Вопрос заданный в заключение предыдущей публикации об истоках преобладания «сферы веры» над «сферой знаний» в распределении ресурсов филантропии в США, на самом деле, является риторическим. Ведь давно известна исключительная роль религии в рождении и развитии не только страны, но и системы ее благотворительности, дающая ключ также к пониманию современных масштабов религиозной филантропии[1]. Однако специально исследуя эти истоки, стоит для начала обратиться к французскому социологу и политику Алексису де Токвилю, который изучая молодую страну в 30-х годах 19-го века, одним из первых проницательно оценил особую роль религии в ее становлении и развитии. Вопрос заданный в заключение предыдущей публикации об истоках преобладания «сферы веры» над «сферой знаний» в распределении ресурсов филантропии в США, на самом деле, является риторическим. Ведь давно известна исключительная роль религии в рождении и развитии не только страны, но и системы ее благотворительности, дающая ключ также к пониманию современных масштабов религиозной филантропии[1]. Однако специально исследуя эти истоки, стоит для начала обратиться к французскому социологу и политику Алексису де Токвилю, который изучая молодую страну в 30-х годах 19-го века, одним из первых проницательно оценил особую роль религии в ее становлении и развитии.

Его «Демократия в Америке» (1835) до сих пор считается многими лучшей книгой как о демократии, так и об Америке. как об их достоинствах, так и недостатках.

Приведенные ниже отрывки из его наблюдений за религиозной жизнью американцев той поры дают наглядное представление не только об исключительном месте, которое занимала религия в Новом Свете, но и о своеобразии ее форм и отношения к ней американцев. Конечно, с тех пор многое изменилось в их отношении к религии, ее роли в жизни общества, и об этом будет идти речь далее. И все же наблюдения Токвиля почти двухвековой давности дают возможность и сейчас лучше понять почему влияние религии в современной Америке все еще очень велико и в чем причины ее преобладания в потреблении ресурсов филантропии[2].

Основная часть английской Америки была заселена людьми, которые, выйдя из-под власти папы, ни за кем не признали права на религиозное верховенство. Поэтому они принесли в Новый Свет христианство, которое точнее всего можно определить, как демократическое и республиканское. С самого начала и до нынешнего времени политика и религия жили в согласии.

Среди американцев английского происхождения одни исповедуют христианскую религию потому, что верят в нее, другие – потому, что боятся прослыть неверующими. Так или иначе – и с этим согласны все – христианская религия не встречает здесь никаких препятствий. Следствием этого является, как я уже говорил выше, наличие определенных, раз и навсегда установленных законов нравственной жизни, тогда как в политической жизни преобладают дискуссия и эксперимент.

В Соединенных Штатах существует множество сект. Все они различаются нормами преклонения перед Создателем, но имеют единое мнение по поводу обязанностей людей в отношениях друг с другом. Каждая секта по-своему поклоняется Богу, но все они проповедуют одну и ту же мораль во имя Божие. Самым ценным для человека как личности является истинность его религии. Однако об обществе этого сказать нельзя. Оно не боится загробной жизни и ничего от нее не ждет; самое важное для него — это не столько истинность религии, которую исповедуют все граждане, сколько сам факт исповедания какой-либо религии (выделено мною – ФФ). Кроме того, все секты в Соединенных Штатах являются разновидностями христианской религии, а христианская мораль повсюду едина.

...если закон позволяет американскому народу делать все, что ему заблагорассудится, то религия ставит заслон многим его замыслам и дерзаниям. Поэтому религию, которая в Соединенных Штатах никогда не вмешивается непосредственно в управление обществом, следует считать первым политическим институтом этой страны. Ведь хотя она и не усиливает стремление людей к свободе, она значительно облегчает жизнь свободного общества.

В Европе есть народы, неверие которых можно сравнить лишь с их забитостью и невежеством. В Америке же один из самых свободных и просвещенных народов усердно отправляет все религиозные обряды. По приезде в Соединенные Штаты я больше всего был поражен религиозностью этой страны. Чем дольше я там жил, тем лучше понимал, какое глубокое влияние оказывает это новое для меня обстоятельство на политику. Я знал, что у нас религиозность и свободолюбие всегда отдаляются друг от друга. Здесь же я увидел их тесную связь: в этой стране они господствуют вместе.

Если почти два века тому назад представление об американском феномене религии, ее месте в жизни общества и благотворительности могли дать только наблюдения таких проницательных мыслителей, каким был Токвиль, то в наши дни их можно дополнить, а иногда даже заменить, данными статистики.

.Читать полный текст публикации в формате PDF можно здесь

-------------------

[1] См. Robert H. Bremner, American Philanthropy, University of Chicago Press, 1988,

а также – Ф. Фурман, Филантропия в Америке. Очерк истории, М., Ридеро, 2015.

[2] Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. М., Прогресс, 1992, с. 221-225.


bottom of page